Александров, Александровская слобода, вотчина Ивана Грозного

Proppectiong: 2009-08-15 02:36:02
В декабре 1564 года, во время Рождественского поста, государь Иван Васильевич вместе со второй женой, Марией Темрюковной, и сыновьями, царевичами Иваном и Феодором, покидал Москву. Царь со своей семьей отправлялся на богомолье по расположенным неподалеку от столицы храмам и монастырям. Но отъезд его на этот раз был весьма необычен. К большому недоумению москвичей, государь увозил из Кремля наиболее почитаемые иконы, богатую церковную утварь, нарядные одежды, драгоценности, деньги - на размещение всех этих сокровищ потребовались сотни саней...Охранял царский поезд многочисленный вооруженный отряд. Сопровождали Грозного избранные им бояре и дворяне, которые, вопреки обыкновению, отправлялись в путь вместе со своими женами и детьми. Уже сама торжественная и небывалая прежде обстановка отъезда настораживала жителей Москвы. По свидетельству старинных памятников, остававшиеся в столице бояре и лица духовного звания в недоумении и во унынии быша, такому государьскому великому необычному подъему, и путного его шествия не ведало куды бяша . Однако наиболее драматические события были еще впереди.В январе 1565 года из Александровской слободы Иван Грозный направил в Москву послания. Царь заявлял о своем отречении от власти ввиду измен бояр и князей, пособниками которых называл архиереев. В то же время он отмечал, что не держит гнева на посадских людей.Поставленная Иваном IV цель была достигнута. Царю удалось вызвать раздор, настроить народ против служилых людей и духовенства. Ввиду опасности возникновения междоусобий и беспорядков, да еще в ту пору, когда страна находилась в состоянии войны с соседними государствами, Боярская дума не приняла отречения царя. В Александровскую слободу было направлено посольство с просьбой возвратиться к управлению государством и вершить дела как угодно. Воспользовавшись создавшейся ситуацией, Иван Грозный продиктовал свои условия. Он разделил государство на две части, учредив опричнину - особый государев удел, в который по своему произволению отобрал наиболее ценные города и земли. Остальной территорией (земщиной) управлять полагалось Боярской думе. В то же время царь, под предлогом борьбы с изменниками, добился права самовольно, без согласия Думы, казнить опальных бояр и отбирать в казну их имущество. На основе старого государева двора было создано опричное войско, в которое царь отбирал наиболее надежных, с его точки зрения, людей. Наступила тяжелая для России пора - время опричного террора, жестоких расправ царя с действительными и мнимыми врагами, безнаказанных грабежей и убийств, опустошительных походов против своих же, русских городов.В Московском Кремле Иван Грозный появлялся теперь довольно редко, главным образом - для приема иноземных послов. Он устроил для себя другой двор, за рекой Неглинной, который, однако, также представлялся мнительному государю слишком ненадежным. Иван задумал превратить в своеобразную опричную столицу северный город Вологду, откуда, в случае опасности, легче было бежать за пределы Московского государства. В Вологде было предпринято строительство мощной каменной крепости, подобной Московскому Кремлю. Сооружается главная, юго-восточная стена с десятью башнями, завезены изготовленные в Москве пушки. Однако постройка грандиозного Вологодского кремля так и не оказалась завершенной. Не суждено было Ивану Грозному и скрываться от мятежников в отдаленных от Москвы северных монастырях, об усилении оборонительных сооружений которых он проявлял большую заботу. Зато Александровская слобода почти на целое десятилетие стала своеобразной опричной столицей. Здесь обосновался грозный царь со своим опричным воинством, которое политические противники именовали сатанинским полком . Отсюда он направлял свои знаменитые послания бежавшему в Литву князю Андрею Курбскому. Отсюда выступали опричники в невиданный по жестокости поход на Тверь и Новгород, завершившийся разорением русских сел и городов, убийством десятков тысяч соотечественников...В пределах Александровской слободы царь и опричники мучили и убивали множество опальных - подчас сотни за один день. Само название царской резиденции напоминало современникам об ужасах опричного террора, о беспощадных кровопролитиях, совершавшихся по вине сумасбродного государя и его приспешников. По своим претензиям на неограниченную власть и безоговорочное повиновение подданных, по своей не знающей предела жестокости Иван Грозный напоминал восточных деспотов. В период его царствования со всей отчетливостью проявились те негативные черты государственного устройства, которые Россия унаследовала от Золотой Орды вследствие двухвекового ига азиатских завоевателей. Не считался царь даже с наиболее видными представителями духовенства. Так, самим Иваном Грозным или исполнявшими его приказ опричниками были убиты митрополит Филипп и псково-печерский игумен Корнилий, впоследствии канонизированные Русской церковью. Трапезная палата Ивана ГрозногоОднако жестокий самодержец любил представлять себя защитником православия, ревнителем благочестия, почитателем монашеской жизни. У себя в Александровской слободе он устроил подобие иноческой обители. Несколько сотен наиболее близких к царю опричников облачились поверх дорогих мирских нарядов в монашеские одеяния. Сам Иван Грозный стал именоваться игуменом, князь Вяземский - келарем, а жесточайший палач Малюта Скуратов - пономарем. Царь - игумен и опричная братия добросовестно отстаивали длительные церковные богослужения, по всем правилам клали поклоны и читали положенные на день жития каноны. Большое значение придавалось дисциплине, и потому опоздавших или не явившихся на службу ожидало определенное наказание. Прилежание к внешнему исполнению обрядов сочеталось здесь с полным пренебрежением к Христовым заповедям о милосердии и любви. Царская опочивальняКамера пытокУсердные многочасовые моления Ивана Грозного и его опричной дружины сменялись занятиями совсем иного рода. Царь и опричники отправлялись пытать и казнить опальных, при этом монашествующая братия выступала в роли палачей. Жестокие кары следовали не только за более или менее основательные подозрения в принадлежности того или иного лица к оппозиции. Опасно было иметь просто чувство человеческого достоинства, не говоря уже о том, сколь беспощадно могло караться какое-либо неугодное царю или его приближенным высказывание. Известно, например, что одного боярина Иван Грозный предал казни только за то, что тот отказался надеть шутовской колпак и развлекать царя и опричников.После того как царь покинул свою резиденцию, ее укрепления постепенно стали приходить в ветхость. Серьезный урон Александровской слободе был нанесен в период Смуты в начале XVII века: слобода оказалась тогда захвачена и разграблена поляками, а деревянные крепостные стены сожжены.В 1651 году царь Алексей Михайлович предоставил землю запустевшей слободы вместе с Успенским храмом для основания женского монастыря. Так на месте кровопивнейшего города времен Ивана Грозного возникла настоящая иноческая обитель, и там, где прежде творили бесчинства опричники, стали возноситься молитвы к Богу.Сейчас на территории бывшего кремля соседствуют действующий Успенский женский монастырь и замечательный музей. В одной их монастырских построек воссоздана обстановка царской трапезной, опочивальни, а также страшные подземелья со сценами жестоких пыток. В другом помещении находится экспозиция, представляющая интерьер купеческой гостиной. В небольшом деревянном домике сделана попытка воспроизвести обстановку крестьянской избы.Интерьер купеческой гостиной